Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 11(25), 2021.


Divisor del ventus


Изображение этого диковинного механизма знакомо нам по списку, сделанному безымянным путешественником, посетившим Италию в 1730-х годах. Альбом, в котором данное изображение находилось, было преподнесено в дар Фридриху Великому. Предположение о том, что даритель был пруссаком и в своих странствиях искал достопримечательности, которые пошли бы на пользу его Отечеству, слишком прямолинейно. Взойдя на трон, будущий мастер муштры Старый Фриц намеревался руководствоваться в своей политике передовыми идеями просвещения и охотно приглашал ко двору иностранцев, разделявших его идеалы. Возможно, хозяин альбома надеялся получить какую-либо государственную должность или финансирование на воплощение в жизнь проекта, не вызывавшего доверия у консервативной европейской аристократии.

Первоисточник, из которого было заимствовано изображение, в то время находился в миланской Амброзианской библиотеке. Гостю, желавшему ближе познакомиться с технической мыслью эпохи Возрождения, предложили полистать любопытный манускрипт, некогда вызывавший много споров.

Идея вознесенного на столб пропеллера принадлежит монаху-францисканцу брату Джеронимо. Об этом человеке известно немного. Родился он в первой половине XIII века в семье жителей города Терни. Его родители — современники святого Франциска и первые адепты его культа — с радостью восприняли желание сына вступить в братство нищенствующих монахов-проповедников и отпустили его в скитания.

В 1267 году брат Джеронимо представил на рассмотрение Папы Климента IV тетрадь, в которой, помимо чертежей механизмов, немало внимания уделялось богословским вопросам. Очевидно, францисканец всю жизнь работал над изобретением техники, которая позволила бы зафиксировать проявления Божественной силы в явлениях природы, изредка обращаясь к вопросам упрощения повседневного труда своих братьев во Христе. В Витербо настороженно отнеслись к изысканиям рядового монаха, анализ рукописи был поручен святым отцам, сведущим как в математике и механике, так и в выявлении всевозможных еретических идей. Решение экспертов Папе так и не было представлено: конфликт с гибеллинами, которые были сильны в Риме, занимал все его внимание. В следующем году Климент IV скончался, и святой престол пустовал три года. Если библиотека покойного понтифика осталась нетронутой, то документы, не представлявшие особой ценности, периодически пропадали. Согласно одной из версий, Джеронимо сам попросил служителей папского дворца отдать проекты машин кардиналу Рубео Орсини, полагая в нем человека, способного оценить и воплотить в жизнь все там описанное.

В течение нескольких веков рукопись принадлежала семье Орсини и не вызывала интереса ни у ее хозяев, ни у посторонних людей. Аристократы, преданные престолу святого Петра, по мнению простого народа, не могли связаться с сомнительными проектами. Подозрения о том, что в руках могущественного клана находятся «нехорошие» бумаги, возникли после того, как в 1376 году в Италию пожаловал сын женевского графа Роберт, получивший церковный сан и властные полномочия.

Тот год отметился рядом восстаний, которые были жестоко подавлены. Самым кровавым свершением Роберта стало наказание непокорных жителей Чезаны. После истребления большого количества мирных горожан пошел слух, что войска папского наместника применяли осадные орудия, созданные по чертежам, переданным новоиспеченному кардиналу господами Орсини.

Среди смертоносных машин, которые применялись для подавления мятежников, засевших за крепостными стенами, был некий барабан, метавший стрелы. Возникла версия, что он представляет собой адаптацию того, что в альбоме, дошедшем до нас благодаря безымянному путешественнику, именуется Divisor del ventus. Оснащение главного колеса было изменено: место лопастей заняли пращи, метавшие на крыши домов пучки горящей соломы и просмоленного тряпья.

Роберту Женевскому удалось подавить восстания на подвластной ему территории. Заслужив ненависть кровавыми расправами с несогласными, он вскоре стал одной из главных фигур крупного политического скандала. В качестве Папы Климента VII он попытался силой отнять Рим у своего противника Папы Урбана VI, а после смерти был признан антипапой.

В легендах боевые действия, которые вел этот политический деятель, непременно сопровождались появлением на поле боя какой-то невиданной техники. Автором истребительных орудий мог быть только слуга самого Сатаны, которым и назначили к тому моменту давно усопшего брата Джеронимо. Мрачная репутация изобретателя повлияла на восприятие его детищ. Некоторые из них были признаны богохульными.

Название Divisor del ventus было придумано значительно позже описываемых событий. В оригинальной рукописи ни о чем, что должно «разделять» ветер, ни слова нет — рисунок не подписан, но снабжен куда более тщательным перечислением материалов и описанием технологии производства каждой детали. Очевидно, переписчик придумал машине нейтральное имя, чтобы не использовать закрепившееся в молве Pugnator contra ventus — Борец с ветром, толкуемое как явное указание на желание францисканца померяться силами с Богом.

(Продолжение следует.)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s