Александра Ковалевская. Сказочная жужужуть



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(16), 2021.


Однажды Василиса Никитична нашла в комоде иголку. В том, что странная гранёная иголка всегда принадлежала ей, Василиса Никитична нисколько не сомневалась, но не могла припомнить, когда и зачем вложила иглу в яичную скорлупу. А ещё вместе с яйцом лежали цветные пёрышки. «Утиные», — равнодушно подумала Никитична, перебирая их старческими дрожащими руками на столешнице комода и не решаясь выбросить. Она давно уже ничего не выбрасывала. Пошарила глубже в выдвижном ящике и среди сбившихся в комья мелких вещей нащупала что-то мягкое, ласкающее. Потянула на свет и вытянула рваный кусок заячьей шкурки. В него и были завёрнуты когда-то эти мелочи. Василиса Никитична собрала находки и долго обдумывала, куда их пристроить: комод и так полон. Тогда Василиса Никитична унесла иголку, скорлупки, пёрышки и заячий мех в кухню, открыла настенный шкафчик, пригляделась к его содержимому и достала длинную жестяную коробочку чёрного цвета из-под китайского чая. Затолкала всё своё добро в пустовавшую жестянку, прикрыла крышкой и благополучно забыла об этом. Но вечером старушку настигли воспоминания; может быть, потому, что огненным был закат, и на его фоне сурово чернели острые силуэты елей, выстроившихся за садами, как часовые. Давным-давно, на самой границе памяти, в такой же багровый вечер ей впервые прочитали сказку о Кощее. Вот тогда деревенская девочка Василисонька впервые задумалась о бессмертном зле. «Царевичи уже перевелись», — подумалось ей, и она решила разобраться со злом самостоятельно. Потихоньку умыкнула крупную иглу, вложила её в пустую скорлупу, скорлупу — в утиные перья и всё вместе завернула в заячью шкурку, оставшуюся от выношенной детской шубейки. Перевязала красной ленточкой крест-накрест, туго, как её учили перевязывать, и произнесла с убеждением в голосе: «Злой Кощей, я тебя крепко связала. Теперь люди заживут хорошо, добро победит, и будет миру мир, как по радио говорят. А меня, когда в школу пойду, примут в октябрята!»



Варя, правнучка Никитичны, в гостях у бабушки заскучала, полезла полюбопытствовать, что лежит в кухонных шкафчиках, и извлекла длинную чёрную коробочку с полустёртыми штрихами, в которые превратились китайские иероглифы. Коробочка заинтриговала Варвару. Вещица была очень похожа на гробик. Она не открывалась, но Варя живо придумала, на что сгодится коробочка. Её нужно занести в садик и показать детям. Вместе они станут вызывать вампира из гробика, как до сих пор вызывали зомби из шкафчика с синей дверцей, самого дальнего углового шкафчика в раздевалке. Зомби ни разу не выходил, потому что шкафчик для него неподходящее место, Варе теперь это ясно. А из чёрного гробика обязательно выйдет маленький вампир, вампир даже лучше, чем зомби.

Но Варя не принесла коробочку в детский сад ни в понедельник, ни во вторник: всё что-то мешало, мама по утрам торопила, или не хотели натягиваться колготки, и чёрный гробик вампира был доставлен в группу только в пятницу, тринадцатого числа. На прогулку Варя пошла со своим сокровищем. Странности за Варей не числились, и воспитательница Мария Ивановна не стала проверять содержимое её жестянки, как делала с коробкой Маратика, коллекционировавшего разноцветные таблетки.

И зря не проверила. Потому что на территории детского сада за беседкой был грамотно проведён ритуал вызывания вампира.

Дети совками выкопали могилу. Варя опустила в неё «гробик» и размахивала сухой веткой, как волшебной палочкой, сожалея, что не прихватила потихоньку для колдовских целей чёрный карандаш. Все остальные участники обряда дружно клацали зубами. Никита и Денис подвывали за оборотней, Марат сурово потряхивал коробкой из-под «Ревита», как колдун погремушкой, а девочки умело подкатывали зрачки, чтобы были видны только белки глаз, и бросали в ямку порванные на мелкие кусочки чёрные фантики от конфеты «Ночка». Но ничего не происходило. Детям стало скучно, они перебежали к ограде в дальний угол садовской территории и следили, как Арсений новеньким пластмассовым автоматом расстреливает прохожих.

«Та-та-та!!!» — шлёпал губами болезненный Арсений. Звуки автоматной стрельбы получались бесцветные и медлительные, но Арсений не забывал двигать стволом автомата вперёд-назад, видимо, наводил фокус. Расстрелянные жертвы шли, как шли, дальше по улице, но где-то в глубине их души, на самом донышке, страдала раненная очередью из автомата вера в людскую доброту.

Потом у ограды показалась девушка со своим парнем — так решили детсадовцы, хотя на самом деле девушке и парню было каждому по двенадцать лет, звали их Лена и Витя, и они буднично шли в гимназию на дополнительные по информатике. Но не тут-то было: автомат выдал новую очередь в их сторону, а детсадовцы закричали: «Мы зомби-зомби!» — и для полного сходства хищно растопырили пальцы, ощерили рты, обнажив в гримасе разнокалиберные редко сидящие молочные зубы, злобно рычали и покачивались на полусогнутых ногах у ограды.

Серьёзный Витя в чёрных очочках, с внешностью отличника остановился, развернулся к детсадовцам и недовольно произнёс:

— Ленка, ты это видишь? В двадцать первом веке мракобесие на марше!

Лена досадливо нахмурила брови:

— Бешеные детки. Куда только их воспитательница смотрит?

— Такое поколение. Чем у них голова забита: зомби… отсталые они, что ли? А сейчас, слышишь, беснуются и кричат про вампиров.

— И ручонки сквозь решетку тянут. Изображают, типа, у них когти. Страшные малявки!

— Пойдём, надаём по рукам. Нам с ними дальше жить, с такими сказочно добрыми людьми. Если их упустить, они вырастут и устроят всем новое средневековье.

Витя и Лена приблизились к детсадовцам и проворно ударили по ладошкам не готовых к такому коварству детей, но те ещё больше ощерились и злобными зверёнышами бросались на ограду. Маленькая девочка с длинной русой косой отшвырнула сломавшийся сухой прут, которым размахивала, и закричала шестиклассникам:

— Я вас прокляну! Я в церковь пойду и свечку поставлю, и вы умрёте! А я расскажу вампирам, где ваши могилы, и они придут и выпьют из вас кровь!

Дети вокруг девочки с косичкой пришли в радостное возбуждение и кричали на разные лады угрозы в лицо своим обидчикам.

Шестиклассники возмутились и несколько мгновений соображали: откуда у малявок такая бесноватость? Ленка первая отступила назад, тронула за рукав Витю и сказала с чувством:

— Пойдём отсюда. Мне кажется, что осваивать Марс нам придётся без них.

Витя охотно подхватил:

— Точняк! Но нам ещё рано заглядываться на Марс, Елена Умняшкина. На Земле проблем полно. Я недавно определился с выбором: займусь укрощением энергии приливов, вот что сейчас самое актуальное. Главное, чтобы японцы нас не обогнали. Будешь мне помогать с расчётами, когда я изобрету глубоководную турбину? Ты третий год подряд побеждаешь в олимпиадах по математике, я в тебя верю. Знаешь, сколько толковых идей погибло из-за того, что у учёных до них не дошли руки, в смысле мозги?

— Ладно, — кивнула польщённая Елена Умняшкина. — Придумывай скорей свою турбину. И скромно добавила: — В нашем классе Настя тоже хорошо шла по математике, но не советую делать на неё ставку. Она увлеклась аниме, сидит в тиктоке и пишет всякую ерунду про своих кумиров. Насте теперь не до уроков и олимпиад. И всё-таки где воспитательница этих зомби?

— Здесь крик и визги на всех площадках. Воспиталка своих вампирёнышей не слышит, наслаждается, наверное, минутами покоя. Ленка, мы тоже такими были? Может, они всё-таки поумнеют и от них польза когда-нибудь будет? Я в их годы листал «Большую детскую энциклопедию» с утра и до ночи. Тоже страшилки любил, но исключительно про динозавров.

— А я собирала паззлы. С цифрами в домиках. И сама выучила названия всех планет.

И эти двое ушли вперёд, в цифровое будущее, оставив вампиров, зомби и ведьм позади.



А в это самое время воспитательница Мария Ивановна зашла за беседку по-быстрому затянуться сигареткой, пока уши не вспухли. Гоблинский детский сад — никто из воспиток не курит, все ходят за детьми, как зомби. Типа, воспитывают — прям дым из ушей, работницы… Мария Ивановна, она же Маруха — для друзей, — заметила чёрную жестянку Варьки. Эту Варьку старая придурочная воспиталка перед увольнением называла «Варвара Краса, длинная коса», а Маруха пришла и живо приучила отзываться на Вар-Вар и говорила девочке, что шутит так. Шутка. Маруха наклонилась подобрать жестянку, крышка некстати слетела с коробочки, и оттуда выпали кусок заячьей шкурки, перья, яичная скорлупа и крупная гранёная игла. А перед Марухой соткался из воздуха мужской скелет в короне.

Скелет повёл себя по-хамски. Загремел голосом:

— Василиса Прекрасная? Варвара Краса? Али Елена Премудрая?

— Я Мария Ивановна! — цыкнула скелету Маруха и пальцем стряхнула пепел с сигареты. — Папаша, пора уже запомнить, как зовут воспитателей вашего ребёнка!

— Женюсь на тебе! — властно сказал скелет.

— Разогналась и бегу! — допустила грубую бестактность застигнутая врасплох Маруха, но подумала, что уже всё равно. Достал её этот дебильный садик, надо увольняться отсюда, и немедленно. Она демонстративно сделала вторую затяжку, присмотрелась к сигарете: с виду привычный «Винстон»… Но почему человек упорно кажется ей скелетом? И на черепе у него не кепка, а корона. Что он там рычит, по типу, женится? Он вообще чей папаша? А может, дед? Тогда понятно: бес в ребро, а рёбра вот они — напоказ. Кстати, рёбра голые, но не совсем: на груди тяжеленная крученая золотая цепь, на всех костях-фалангах массивные перстни. Корона, опять-таки, дешевкой не выглядит и сделана под старину — хоть сейчас в музей… «Маруха, присмотрись к этому деду! — шепнул внутренний голос воспитательнице. — Если у него ещё и тачка солидная, а у тачки колёса с золотыми дисками, не упусти свой шанс! Кстати, у него место, которым женятся, не совсем отсутствует: там пристроена золотая игла. Может, вживлён имплант, а ты, Маруха, носом крутишь».

— Ну и когда у нас свадьба будет? — развязно поинтересовалась она, закончив осмотр скелета.

— Ух ты ж, я тебя!.. — воодушевился скелет. — Летим ко мне!

«Если летим — значит, тачка что надо!» — успела подумать Маруха перед тем, как исчезнуть навсегда. Её никто не искал. Знакомые и друзья только плечами пожали, услышав о том, что Маруха бросила работу. Мало ли. Это же Маруха.



После Марии Ивановны в среднюю группу пришла новая воспитательница. Она улыбалась детям пухлыми розовыми губками, но нахмурилась, когда услышала от кого-то упоминание о зомби и вампирах, и сказала, что словесный мусор они больше не будут употреблять, это устарело, несовременно и не окупится в будущем. На словах «не окупится» ребята насторожились. И незаметно для себя поверили воспитательнице. Было объявлено начало строительства прекрасного будущего — прямо сейчас и своими силами. Строить будущее предстояло в игровой комнате из частей большого конструктора. Новенькая воспитательница попросила все элементы конструктора подносить сначала ей, а уже потом складывать в башни, арки, стены и лесенки. Каждый подходил к ней с кубом или пирамидкой: к тёплым круглым коленкам воспитательницы приятно было прислониться. А она наклонялась близко-близко и тихо спрашивала: «Твой кирпичик счастья — для кого?» Детсадовцы отвечали. Одни говорили, что несут счастье бездомным котятам. Другие держали в руках счастье для мамочки, папы или для младшего брата, у которого резались зубки; третьи — что их счастье достанется морю с медузками и дельфинчиками, куда поедут летом… Оказывается, нужно много разных кирпичиков для того, чтобы построить прекрасное будущее.

День в садике пролетел незаметно.

Вечером, снова в гостях у прабабушки Василисы Никитичны, укладываясь спать, Варя призналась:

— Бабулечка, ещё недавно я была злой ведьмой, но сегодня сделалась нормальным человеком. Я это чувствую. Больше не буду играть в ведьму, это устарело и несовременно. Я построила светлое будущее, высокое, с окошками и крышей. В нём есть кусочек счастья для тебя. И я твою чёрную коробочку стащила, да, признаюсь. Но завтра заберу её за беседкой и как современный честный человек тебе верну.

Василиса Никитична не поняла, о какой коробочке говорит любимая внучка.

— Пусть её! — махнула она рукой. — Мне бы повыкинуть всё с полок, один мусор, мусор один…



Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s