Ирина Градова. Нет-арт: сетевое искусство через четверть (с лишним) века после манифеста



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 1(15), 2021.


Содержимое сети полностью рукотворно. В отличие от мира реального, созданного — тут уж кто как верит, какими, но явно не людскими силами. Искусство в физической реальности — экстраординарный продукт деятельности человека, и нередко мы восхищаемся самим способом, которым художник изменил форму физической материи. Но сетевую «материю» можно изменять на уровне элементарных информационных частиц — битов и байтов; поэтому, пожалуй, сам Интернет и его протоколы — произведения искусства, алмазы инженерной мысли. И уж точно многие технологии и площадки сети пропитываются искусством настолько, что оно становится повседневностью.

Как только World Wide Web с его понятием «веб-страницы» попал в руки простых пользователей, до того ютившихся в рассылках типа FidoNet и Usenet, — появились идеи творчества на его базе. Сайты, названные «нет-артом», создавались с целью передать посыл или атмосферу. Это достигалось интерактивностью, которая имелась даже тогда, в ранние 90-е. Гиперссылки создавали иллюзию движения, селекторы вовлекали зрителя в изменение «произведения». Манифест нет-арта, созданный в 1994, окончательно оформил идеи в новое направление искусства. Теперь этим направлением реально занимаются искусствоведы и художники.

Однако если мы заглянем в сам манифест, то увидим нечто повседневное:

>Интернет как медиум для создания, публикации, распространения, диалога, потребления и критики

>Развоплощение и смешение художника, куратора, друга, аудитории, галереи, теоретика, коллекционера и музея.

>В утопическом будущем Интернет после нет-арта будет напоминать магазин, порно-лавку и музей. Кроме того, он станет полезным ресурсом, инструментом, площадкой и точкой сбора деятелей искусства.

Тогдашние новаторы не пытались формализовать уже готовое — они широкими мазками описали то, что хотели бы видеть. В их представления об искусстве входили:

— дневники путешествий — сегодня известные нам как тревел-блоги;

— конструирование фальшивой личности — развилось настолько, что начало создавать общественную опасность;

— онлайн-галереи живописи, доступ авторов к которым свободен и не ограничен арт-критиками, — сегодня это соцсети художников, переполненные шедеврами, технически красивыми работами и миллиардами детских рисунков;

— «лавочки порнографии» — без комментариев.

Считать этот манифест влиятельным или визионерским? В конце концов, сам нет-арт оказался на задворках искусства. Алексей Шульгин — один из его родоначальников — много ездил с лекциями, но читал их не технарям, а другим художникам и культурологам. Может ли капля изменить море?

«Скрижали» нет-арта

Всё же тогдашние мечты художников — сегодняшняя повседневность: технические возможности позволяют нам творить, критиковать, коллекционировать, делиться одним движением руки. Нынешний вебпанк, модный среди школьников, — отражение сетевой эстетики тех лет. И какая-нибудь девочка с коллекцией странных коллажей в tumblr связана тонкой смысловой нитью с интернет-маргиналами девяностых, сидящими за Netscape Navigator’ом.

О визионерском таланте Шульгина говорит его работа Remedy for Information Disease («Лекарство от информационной болезни»), 1996, иронизирующая над информационной перегрузкой. «Всё мельтешит перед нашими глазами, картинки, люди, теории, товары…» Зависимым от мелькания новой информации предлагается просматривать медитативно покачивающиеся изображения. Они знакомы, а потому не так перегружают нервы, давая зрителю «безопасную и неагрессивную» дозу мельтешения: ночной город, пачка денег, лицо Достоевского, банка супа «Кэмпбелл». То, что присутствует в культурном коде почти каждого.

В 2002 году уже чётко отделяли искусство, расшариваемое по сети, и арт, созданный с помощью сети.

Символом борьбы сетевых художников за свободу от аппетитов кураторов галерей и непонимания профессиональных критиков можно назвать http://www.putitonapedestal.com. Автор предлагает посетителю разместить в «реальном» галерейном пространстве объекты цифрового мира: анимации, курсоры, эмблему Windows. Затруднительно, правда? Таким образом он высмеял попытки галерейщиков вытаскивать сетевой арт в реальное пространство и облагать его копирайтами, заставляя… снимать оригиналы из сети.

Пример галереи, созданной на putitonepedestrial.com

Другой пример, в котором показана абсурдная сторона авторского права в интернет-эпоху, — Plagiairc (2010), https://www.fluate.net/travaux/plagiairc. Это смесь программного и сетевого арта, чат-клиент, в котором вы не можете писать. Чтобы отправить сообщение, вы можете лишь использовать слова чужого авторства — выбирать их из забитых в программу фраз других людей. Причём только один раз — как если бы они были расходным материалом, а не свободно копируемыми битами и байтами.

Интерфейс программы Plagiairc

У нет-арта огромный потенциал для передачи пользователю непосредственного опыта. Хотя он размещён в виртуальности, но инстинкт исследователя, пробуждающийся в нас при нажатии на всё новые ссылки, вполне реален. Не всем авторам удаётся полностью использовать эту возможность. К примеру, типичный современный нет-арт — https://cubertown.neocities.org/, сайт-лабиринт. Он заманивает зрителя, выстраивает его путь, но на пути этом не найдётся ничего осмысленного. За счёт простоты исполнения — достаточно налить абсурда, и готово — такие сайты создаются на протяжении всей истории сети в большом количестве. Cubertown — лишь один из последователей superbad.org и ещё более абсурдного jodi.org.

Такая манера высмеяна на другом нет-арте с бесплатного хостинга Neocities: https://msgliters.neocities.org/. Здесь фактически отсутствуют ссылки, вместо них — выделенные символы, из которых нужно собрать адрес следующей страницы. «Создавай тайны ради тайн, контент ради контента», — говорит заглавная страница, а выделенные символы складываются в «SOULABANDONED» — «брошенная душа». Обратившись к soulabandoned.html, попадаем на страницу, где прокручиваются английские варианты слова «суета». Похоже, это символизирует, что суета вокруг контента приводит к потере души. На сайте есть и другие страницы с рассуждениями автора и приёмами веб-программирования для передачи смысла. Важно, что не использована графика — все эффекты созданы программно.

В https://itsdoing.it пошли ещё дальше в плане программной работы. Несколько нет-артистов внесли свой код генерации графики и эффектов, за счёт чего сайт самостоятельно порождал новые графические объекты с течением времени: грязный коллаж из новостей, рекурсивное селфи куклы, фрактал, бесконечный пончик. Это — тот случай, когда нет-арт становится подмножеством просто генеративной программной живописи; концепция «сети» и «гипертекста» никак не задействована.

Те же авторы, которые упирают на гипертекст и инстинкт исследования, часто отходят от визуального искусства, переходя в сферу чистой игры. Они создают своеобразные сетевые квест-комнаты и так называемые «игры в альтернативной реальности». В последних посетитель до конца не знает, расследует ли он странное событие, информация о котором протекла в Интернет, или всего лишь движется по выдуманному сюжету. Для таких историй характерно мрачное, пугающее содержимое — так проще вызвать энтузиазм, затянув случайного прохожего в вихрь искусственных событий.

Это и отличает сетевое искусство от видеоигрового: сеть кажется нам более близкой к реальности. Пусть даже события в ней происходят лишь на кончиках пальцев.

Источник:

http://www.easylife.org/netart/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s