Передо мной Литературный журнал «Еdita» № 77 (весна 2019). С интересом прочла его бумажный вариант. Для меня – это открытие нового журнала, где чередуются вполне реалистичные рассказы с фэнтези, фантастические сюжеты с сатирическим зарисовками, сатирические и лирические стихотворени. Короче, чтение разнообразное по жанрам и составу авторов. По-моему, не все произведения на достойном литературном уровне. Однако, часто и они чем-нибудь любопытны: сюжетом, идеей или темой.
Я выделила несколько понравившихся сочинений.
Александр Герасимов в «Ностальгии» представил небольшую зарисовку амурской природы. Сделана она ярко, с любовью и ощутимым для читателя очарованием особенной весны в Приамурье. Какой внимательный и точный взгляд у писателя из Калинграда!
Обратили на себя внимание ироничные, иногда горькие стихи Алёши Смирнова. Они чёткие по ритму, живые по чувству, дают «выпуклое» представление о лирическом герое. Начинаешь ему сочувствовать.
Смутное тяжёлое впечатление оставляет рассказ «Музей» Владислава Шамрая. Автор этого, похоже, и добивался. По крайней мере, вымышленный сюжет заставляет содрогнуться от настоящих ужасов Второй Мировой.
Михаил Волков поразил необузданностью своей фантазии и философской сатирой (если можно так сказать) в «Сказках для самых». Редко можно встретить такой симбиоз, да ещё в сочетании с чёрным юмором!
Два рассказа Надежды Оскаровой под общим названием «Мистика» подкупают лаконизмом и тёплой женской интонацией. Автору, несмотря на печальный и трагический сюжеты рассказов, присущ поэтический взгляд на жизнь, что несёт само по себе некоторое утешение.
Пышно и неожиданно расцвёл на страницах журнала «Сад размышлений» Дмитрия Колганова из Тюмени. Приятно знать, что где-то пишут люди стихи в старинном восточном стиле рубайят и роятся мысли о вечном в голове современного человека. Пусть даже рубайят читаем не в метре аруза, а в пятистопном ямбе! Мы к нему привыкли по русским переводов непревзойдённого Омара Хайяма.
Фантастические рассказы Владимира Марышева напомнили мне произведения замечательных советских писателей Александра Беляева, братьев Стругацких… В них есть тревога за будущее развитие человечества, достоверные чувства, стремительный сюжет, и неожиданная концовка.
Нигде не проявляется мир автора так, как в лирике. Чем глубже он, интенсивнее жизнь пишущего стихи, тем интереснее его сочинения. Мир Натальи Крофтс открылся перед читателем, как неспокойное северное море: во всю ширь (насколько это позволили рамки журнала), вглубь детства, вглубь литературных аллюзий, вглубь себя. Это получилось в результате удачной по содержанию и форме подборке стихов и, прежде всего, благодаря оригинальности автора. Хочется пожелать Наталье «под звук зловещих труб» продолжать «далеко на выселках» в Австралии выстраивать «свою планету».
Алёна Туманова